Классика на дистанционке. Но по-прежнему живая?

В этом году юные ценители литературы соревновались (пока на региональном уровне) за традиционные три путёвки в "Артек" в несколько нетрадиционном формате; но будет ли работать он летом, заветный лагерь? Не получилось бы так, что победители состязания призы получат тоже в виде онлайн-обзора или хроникальной записи минувших "пионерских" смен...

Конкурс "Живая классика" — грандиозный, не побоюсь такого эпитета, детский литературный и культурно-просветительский проект, в котором ежегодно принимают участие более 2 миллионов школьников из всех регионов России, а с 2013 года — и из зарубежных стран. По крайней мере, таковы были масштабы литературного процесса до пандемии.

И теперь не знаю, то ли радоваться, что проект вообще не умер, то ли огорчаться, что он всё равно может зачахнуть из-за ковида. По крайней мере, сомнения в жизнеспособности появились, этой тревогой и хочу поделиться. 

 

Нелепо было бы утверждать, что масштабы конкурса не изменились. Лично мне довелось в нынешней "Живой классике", организованной представительствами Россотрудничества в Беларуси, поработать в составе двух региональных жюри — 1) по Витебщине и 2) по Минску и столичной области. Даже статистических наблюдений было достаточно, дабы сделать вывод, насколько упала "посещаемость" турнира. Может, детки просто не верят, будто победа в конкурсе гарантирует им летний отдых в некогда всесоюзной пионерской здравнице?

Но если бы изменились только масштабы... Сравнительно низкую в дни отбора "явку" ребят, изначально пожелавших читать русскую классику, можно было бы объяснить жёсткими требованиями со стороны организаторов, требовательностью жюри либо необязательностью наград. Но ведь организатор тот же, жюри стабильно доброжелательно к школьникам-чтецам, утверждаю это как неоднократно работавший в разных составах и на региональном, и на финальном этапах. И в "Артек" детки обязательно ездили; бывали случаи, когда не только путёвка вручалась, но и дорога туда-обратно оплачивалась, что опять же говорит в пользу организаторов...

В общем, престиж никак не упал. А вот с заинтересованностью школьников-гимназистов что-то нехорошее произошло. Изменилась, по крайней мере в тех регионах, что выпало жюрить мне, сама суть состязания. Оно перешло, как мы всё больше привыкаем в новой реальности, "на заочку", "на удалёнку", "на дистанционку"... Что, похоже, реально ударило по статусу: мол, чем больше послаблений, тем меньше веры в реальность выигрыша. Логика проста: халява не пройдёт именно потому, что халявщиков слишком много. 

И ощущение двойственное.

Кто-то из чтецов, будучи в прямом эфире из собственной квартиры или школьного кабинета, словно участвует в спектакле, иногда сбиваясь и переставляя слова, зато эмоционально достоверен. Не непосредственное присутствие перед жюри, как в прежние годы, но всё-таки есть контакт, можно что-то уточнить у выступающего — его возраст или название произведения. Камера ведь установлена и перед жюри, связь двусторонняя, выступающий видит на своём мониторе судейскую группу.

А кто-то, декламируя отрывок "в записи", будто показывает необязательное для себя кино: ибо кто знает, сколько дублей понадобилось для внешне безупречного выступления и было ли бы оно столь безупречным, если бы эти школьники читали тоже онлайн, как их не избегающие (вынужденно?) прямого эфира сотоварищи...

Ведь если бы не пандемия, вариант был бы один — личное присутствие, и оно уравнивало шансы.

Впрочем, даже те, кто не прислал своё выступление в записи, вдруг не выступили и онлайн. В назначенный час попросту не вышли на связь. Передумали. Имеют право.

А эффект неприятный. В списке полсотни заявок, а по итогу менее тридцати выступлений. (Ради справедливости замечу, что не во всех регионах было так. Организаторы исходили из возможности/невозможности принять конкурсантов очно.)

В общем, явка, по моим подсчётам (судя по листам для голосования, предоставленным членам жюри), едва превысила 50% от изначально заявившихся на конкурс. То ли необязательность как следствие пандемии, то ли пандемия как оправдание теперь всякой необязательности.

 

Поделюсь ещё собственными ощущениями. Сразу после того, как согласился поработать в жюри, срочно решал для себя дилемму: теперь, по сравнению с прежними годами, снисходительнее быть к юным чтецам, участвующим в конкурсе без гарантии поездки в "Артек", — или, наоборот, усилить требовательность, глаз не сводить с экрана и следить за глазами выступающих в страстном желании засудить их (шутка?), уличённых в использовании телесуфлёра?..

Обошлось, к счастью, без всяких уличений. Ребята молодцы, не жульничали. Молодцы и члены жюри, сумели абстрагироваться от ситуации и сосредоточиться на оценочных принципах, озвученных организаторами. Лично я старался, что для меня самого странно, быть максимально терпимее, не обращать внимания на не всегда хороший звук (плохая акустика ведь не является виной выступающего, а вот по дикции требования в правилах прописаны).

Наверное, на восприятие моё повлияла личная ситуация: из-за пандемии минувшим летом сын сдавал экзамены в престижный вуз тоже дистанционно, тоже в прямом эфире. Поступил, а ведь там приёмная комиссия была вряд ли мягче нашего жюри, а конкурс похлеще, чем на три путёвки... Значит, не в "дистанционке" дело, а в объективных знаниях.

Вот и получается: слава Богу, что "Живая классика" впрямь жива — вопреки коронавирусу, наперекор пессимистам, в пику отказавшимся от участия. Потому что побеждать в жизни надо даже так — не обязательно завоеванием путёвок, но старанием сохранить тропу, по которой, не исключено, ещё понадобится пройти. 

 

 

Победители регионального этапа по Минску:

1-е место — Иван Гаврилин, ученик средней школы № 201, с отрывком из произведения Антона Чехова «Толстый и тонкий»;

2-е — Андрей Быков, ученик гимназии № 56, с отрывком из произведения Александра Грибоедова «Горе от ума»;

3-е место — Юлия Кугаева, ученица средней школы № 207, с отрывком из произведения Александра Фадеева «Молодая гвардия».

 

Победители регионального этапа по Брестской области:

1- место — Анастасия Зименкова, ученица медиашколы Nonstop, с отрывком из произведения Валентина Игнатьева «Поединок»;

2-е — Михаил Татарчук, ученик средней школы №10 г. Бреста, с отрывком из произведения Виктора Драгунского «Ничего  изменить нельзя»;

3-е место — Ника Реутская, ученица средней школы № 4 г. Иваново, с отрывком  из произведения Алексея Пешкова «Жизнь Клима Сангина».

 

Победители регионального этапа по Витебской области:

1-е место — Елизавета Гречуха, ученица средней школы № 6 г. Полоцка, с отрывком из произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

2-е и 3-е места разделили ученики образцового театра «Вясёлка» Дворца культуры г. Барань Иван Бойков, с отрывком из произведения Антона Чехова «Недоброе дело», и Владислав Саляник, с отрывком из произведения Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

 

Победители регионального этапа по Гродненской области:

1-е и 2-е места разделили Арина Войтас, ученица гимназии №5 г. Гродно, с отрывком из произведения Александра Пушкина «Пиковая дама», и Наталья Коршун, ученица средней школы №7 г. Гродно, с отрывком из произведения Льва Толстого «Анна Каренина».

3-е место — Анастасия Рождественская, ученица Гродненской городской гимназии, с отрывком из произведения Бориса Васильева «Пятница».

 

Победители регионального этапа по Гомельской области:

1-е место — Дарья Севостьянова, ученица Детской школы искусств №6 г. Гомеля, с отрывком из произведения Натальи Черепковой «Скрипка Моцарта»;

2-е — Анна Великоборец, ученица средней школы №13 г. Жлобина, с отрывком из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;

3-е место — Мария Шавешян, ученица Литвиновичской средней школы, с отрывком из произведения Бориса Васильева «В списках не значился».

 

Победители регионального этапа по Минской области:

1-е место — Михаил Герасименя, ученик средней школы № 8 г. Солигорска, с отрывком из произведения Виктора Драгунского «Денискины рассказы»;

2-е — Варвара Васюкевич, ученица средней школы Минской области № 6, с отрывком из произведения Нарине Абгорян «Манюня»;

3-е место Анастасия Шахотько, ученица средней школы № 2 г. Солигорска, с отрывком из произведения Саши Чёрного «Дневник фокса Микки».

 

Победителями регионального этапа по Могилевской области стали:

1-е место — Анна Радькова, ученица средней школы №25 г. Могилева,  с отрывком из произведения Юрия Яковлева «Игра в красавицу»;

2-е — Екатерина Манько, ученица средней школы №25 г. Могилева, с отрывком из произведения Людмилы Деевой «Невидимые цепи»;

3-е место — Александра Зуборенкова, ученица Могилевской детской школы искусств, с отрывком из произведения Ирины Пивоваровой «Как меня учили музыке».

 

Остаётся уточнить, что в Российском центре науки и культуры в Минске 24 и 25 февраля выступления участников (из Витебской, Минской областей, а также иp самой столицы) оценивали:

Олег Зайцев, журналист, издатель, литератор, председатель Республиканского общественного объединения «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь»;

Олег Бородач, литератор, секретарь секции литературы и поэзии Республиканского общественного объединения «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь», член Белорусского союза журналистов;

Алексей Горбунов, секретарь секции художественной прозы Республиканского общественного объединения «Беллитсоюз «Полоцкая ветвь», номинант Национальной литературной премии «Большая книга-2021»;

Надежда Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор кафедры этнологии, музеологии и истории искусств Белорусского государственного университета, лауреат Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники;

Елена Ураева, учитель русского языка и литературы высшей категории средней школы № 143 г. Минска, руководитель пресс-службы БОО «Русь»;

Эльвира Левшевич, председатель международного общественного объединения «Татаро-башкирское культурное наследие «Чишма» (МОО «ТБКН «Чишма»), секретарь Координационного совета организаций российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Республике Беларусь (онлайн);

Гульсина Аброськина, заместитель председателя МОО «ТБКН «Чишма».

Читать подробно на сайте Россотрудничества в Минске: https://blr.rs.gov.ru/ru/news/85732

 

P.S.  А когда же финал, непосредственно борьба региональных лидеров за три заветные путёвки?

Представляется, что республиканскую часть турнира уместно проводить исключительно в очном, действительно состязательном формате. Иначе победить могут "киношные дубли", а вовсе не знание классики. И уж тем более не любовь к ней. Всё-таки проект литературный, а не артистический. 

  • Соб.инф.
  • 13/03/2021

Читайте также

Вновь неожиданная по своей эффективности рекомендация профилактики сколиоза от авторитетного ортопеда, заведующего консультативно-поликлиническим отделением РНПЦ травматологии и ортопедии РБ, кандидата медицинских наук Геннадия Урьева (см. также материал Сколиоз? С учебником на... голове).

Американские ученые выяснили, что женщины, пьющие много кофе, страдают депрессией реже остальных. Ранее такая же закономерность была показана для мужчин

В качестве эксперимента минчанам планируют предложить электронный рецепт на лекарства