МИЛАНтропические мысли

Побывать на Монументальном кладбище города нам посоветовали местные, т. е. сами миланцы.

Достопримечательность бесспорная. При этом прогулка получилась не то чтобы странная, но какая-то неожиданная и весьма... показательная, что ли.

 

До Cimitero monumentale di Milano (так по-итальянски называется этот город мёртвых) от центрального вокзала довольно быстро добрались пешком, хотя рядом здесь станция метро (называется тоже Monumentale, ошибиться невозможно). Но по Милану вообще лучше передвигаться неспешно, да и перегоны метро такие, что, выйдя на поверхность с одной станции, вдоль дороги можно разглядеть вход на соседнюю...

Короче, поход к свидетельству вечности вообще не предполагал суеты, мы и не тропились.

Монументальное кладбище Милана. Центральный вход.

 

Кладбище открыто вроде бы в 1867 году, за полтора века разрослось до 25 гектаров, но главное — давно превратилось в музей под открытым небом, роскошный и бесплатный для посетителей. Центральный вход ведёт в Пантеон в классическом понимании слова, и здесь то ли самые знаменитые могилы, то ли просто первые захоронения, по датам ухода в мир иной вполне можно вести отсчёт эпохи.

В самом центре Пантеона покоятся писатель Алессандро Мандзони (1785—1873, автор знаменитых "Обручённых") и его коллега по перу и по совместительству же политический деятель Карло Каттанео (1801—1869). Оба уроженцы Милана. К слову, неподалёку от Дуомо я видел памятник К. Каттанео, но к нему ещё вернёмся после визита на Cimitero monumentale.

Монументальное кладбище Милана. Пантеон.

 

За колонной слева расположена могила Джузеппе Верди, о ней тоже чуть позже. А вот так здание выглядит с тыльной, не парадной, но, получается, даже более торжественной стороны:

Монументальное кладбище Милана.

 

По обе стороны от Пантеона идут галереи, и там, разумеется, тоже надгробия; а в стенах, похоже, есть колумбарий, и даже стремянки к услугам тех, кто хочет возложить цветы.

Монументальное кладбище Милана. Галереи.Монументальное кладбище Милана. Галереи.

 

От галерей несколько спусков к могилам. И вот тут уже удивление. Да-да, открытая территория выглядит гораздо роскошнее Пантеона! Словно умершие позже писателей-классиков постарались перещеголять их иными достоинствами...

Монументальное кладбище Милана.

 

Склепов здесь, пожалуй, больше, чем одиночных могил. Доминируют то ли семьи, то ли целые кланы... Однако на плитах есть хотя бы даты; о погребенных же в МОНУМЕНТАЛЬНЫХ саркофагах сообщено кратко: только фамилия (например, как на снимке вверху). А внутрь стоит ли заходить?..

Монументальное кладбище Милана.Монументальное кладбище Милана.

Могила Джузеппе Верди на Монументальном кладбище Милана.

 

На фоне роскошных склепов померкла бы могила великого (и безусловно почитаемого, особенно в Италии!) Джузеппе Верди. Кстати, маэстро во всех анкетах называл себя садовником, а не композитором.

При этом покоится автор "Травиаты", "Риголетто" и прочая, прочая не на общей территории, а практически сразу справа от главной двери на входе в центральное здание. В любом случае не в саду... Не судьба!

   

Монументальное кладбище Милана.Монументальное кладбище Милана.

Монументальное кладбище Милана. Выход там же, где и вход.

Монументальное кладбище Милана.

 

После "парадной галереи" кладбищенского входа попадаешь, первое впечатление, в архитектурный музей, а не на погост.

Кажется, вечность застыла вместе с камнем, поэтому времени как измерения скорби на этих улицах уже нет, а стало быть, нет и смерти. Смотришь на всё без печали...

   

Монументальное кладбище Милана.

 

Впрочем, быстро понимаешь, что монументальное — не значит незыблимое. Где-то и реставрация идёт... Понеслось время!

   

 

       *     *     *

 

Богатый север. Столь комфортен быт,

что уходить и то стремятся в роскошь.

Когда б не из металла Крёз отлит,

здесь был бы свой он в камень (но не в доску ж!).

 

Покоятся семействами. Не склеп,

а штучный храм! Поди, так ближе к Богу?

Или потомок, если вдруг ослеп,

нашарит мелочь к вечности дорогу.

 

Хорошее вложенье! Посягнёт

на вклад в погост навряд какой пройдоха.

Гуляка здесь испытывает гнёт

не боли, не печали…

 

            Что ж так плохо

на совести у праздного меня?

К чужому злату одолела зависть?

 

На скорбном камне не видать огня

хотя б свечи. Раскаяния завязь

подавлена гордыней кошелька:

мол, у кого пристанище шикарней?

 

...А пастухи смеются свысока

над мелкой златорунною овчарней.

 

Монументальное кладбище Милана.

 

Фото OBorodach.RU Прости, Господи, за дерзость.

 

Монументальное кладбище Милана.Монументальное кладбище Милана.

Монументальное кладбище Милана.Монументальное кладбище Милана.

 

P.S.   Карло Каттанео в период революционных событий 1848—49 годов руководил защитой родного Милана от австрийцев, потом написал книгу о "весне народов". А вот и памятник этому героическому человеку в центре города. Для сравнения: бюст с его саркофага в Пантеоне.

Памятник Карло Каттанео в центре Милана......и последний приют героического защитника города.

 

См. также материалы Pirelli Hangar Bicocca: вагонный завод после полного слёта с катушек и Сокровищница Ломбардии.

Читайте также

По ситуации на 29 июля в республике не рекомендован отдых более чем в 30 зонах рекреации, сообщает РЦГЭиОЗ.

Меня чуть не сбил с ног ребенок на самокате, на скорости выскочивший из-за угла. Испугалась жутко — и за себя, и за ребенка, ведь он, уворачиваясь от меня, едва не слетел с тротуара на проезжую часть, прямо под колеса авто...

Какие правила дорожного движения распространяются на самокаты? А еще скейтбордистов на улицах всё больше и "конькобежцев" на роликах...

Ирина, Витебск.

О выборе школьного ранца OBborodach.RU  уже писал (см. материал Таскает ранец школьный новобранец). А вот какие рекомендации в отношении этого необходимого для каждого школьника атрибута дает известный ортопед, заведующий консультативно-поликлиническим отделением РНПЦ травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук Геннадий Урьев.