Pirelli Hangar Bicocca: вагонный завод после полного слёта с катушек

Милан, он неожиданно разный. Модный и влюбляющий в свою красоту навсегда. С бессмертной "Тайной вечерей" Леонардо — и площадью, на которой был выставлен (вывешен?) для обозрения труп расстрелянного дуче. С бесчисленными пиццериями да бутиками — и привокзальным домом, где родился Адриано Челентано. С каналами вместо реки — однако вовсе не с венецианским обилием зелени. Чего там: две футбольные команды на общем стадионе, и одна из них принадлежит великому Берлускони!

Но вот новая зарисовка из Милана — опять не повседневного и суетливого, зато монументального (см. фоторепортаж с главного кладбища города МИЛАНтропические мысли). Из Милана неожиданного.

Pirelli HangarBicocca: картина Ансельма Кифера.

 

О павильоне современного искусства Pirelli HangarBicocca (именно так, слитное написание) рассказать стоит хотя бы потому, что многие, кто в нём не побывал, попросту не решились туда ехать. Поленились ввиду МНИМОЙ удалённости объекта от центра города. У кого из знакомых ни спрошу (с тайной завистью): "Ну вы же не только на шопинг туда ездили?" — Отвечают: "Да, на Дуомский собор поднимались, замок Сфорца весь обошли, вот в трапезную на "Тайную вечерю" не попали, а остальное... не успели". Понятно, устали ходить по магазинам.

Конечно, кто ж захочет искать чуть ли не окраине некий ангар, который, во-первых, бывший завод, который, во-вторых, читается то ли Бикокка, то ли Бикочча… Словом, возможна путаница. А не надо путаться, будьте по-автомобильному проще, читайте так: Пирелли!

Вообще-то, Бикокка — местность в северной части Милана, сосредоточен вблизи ж/д путей; округ хотя и считается промышленным, но даже поблизости от нашего павильона-ангара есть и одноименный с районом (и весьма престижный) университет, и даже балетная школа. Так что вполне себе разносторонняя окраина. Оно и понятно: железная дорога из Милана ведёт на север, то есть в Европу.

Так что искусство отсюда тоже может двигаться на экспорт; наверное, именно так рассудила компания Пирелли, отжалев под павильон три огромных здания, в том числе бывший цех то ли по изготовлению вагонов, то ли по оснащению локомотивов электрокатушками.

Короче, бренд Pirelli привлёк нас отнюдь не топовыми шинами (статистика утверждает, будто резина этого производителя в России на 3-м месте из 16 наиболее популярных марок), но тем, что в 2004-м году корпорация создала некоммерческий фонд и теперь впускает в ангар желающих бесплатно познакомиться с достижениями современного искусства. Соответствующего, понятное дело, масштабам самого ангара.

Да, помещение заочно представлялось гигантским. А каким мы его увидели — в фотоотчёте.

Для похода сюда не надо выкраивать целый день, управитесь быстрее. К тому же работает павильон четыре раза в неделю (с четверга по воскресенье), так что говорить о буднях и выходных как-то даже неловко.

Итак, мы ехали по красной линии метро (поскольку жили рядом с Loreto — кстати, это та самая площадь, на которой... в общем, закончил дуче) до Sesto Marelli.

На правом снимке видно, как заканчивается огромный проспект — viale Monza (улицы расходятся); так вот, нам сейчас налево от знака метро, по улице, идущей не совсем под прямым углом к Monza — via Flume. По ней топаем до того места, где она начнёт, скажу так, переходить в мост.

Дорога к Pirelli HangarBicocca: сначала на метро (красная линия)...Дорога к Pirelli HangarBicocca: далее пешком от станции Sesto Marelli.

 

Тут надобно пояснить, отчего я детализирую карту. Дело, повторяю, не в удалённости павильона от оживлённых трасс, а в некоторой запутанности маршрута. И ладно бы, сбился только я со своим семейством, не всех же синхронно сразил топографический кретинизм; попалась навстречу чета британцев, люди уже ошалели от поисков и шли назад к метро, дорогу измождённо спрашивали у нас. А поскольку наша троица к этому времени уже поймала одного местного, и человек, перейдя на полузабытый русский, толково всё объяснил, то и мы смогли утешить отчаявшихся было англичан.

Ну, коль уж эти праворульные запутались, стало быть, впрямь есть смысл обозначить ориентировку на местности.

По via Flume доходим до многоэтажного дома, который издали кажется деревянным (окрас стильный, не отнять!). Улица идёт и под мост, и на него. Но подвох не в этом! Путаница в этом "раздваяющемся" знаке: понятно, отчего, увидев его, вежливые и дисциплинированные британцы повернули назад.

Дорога к Pirelli HangarBicocca: дом как ориентир.Дорога к Pirelli HangarBicocca: знакам нельзя верить?

 

Проходим по улице со стороны сиреневого крокодила (тоже стильный окрас!) — переходим мост ("деревянный" дом остался на той стороне, как видно по правому снимку), поднявшись на него по лестнице; сейчас дорога свернёт и сама нас выведет; собственно, мост — это уже via Sesto San Giovanni, она-то нам и нужна.

Дорога к Pirelli HangarBicocca: бежим от крокодила...Дорога к Pirelli HangarBicocca: ...и оказываемся на мосту.

 

Чуть-чуть назад (не в обратный путь, не физически, а только ради уточнения): коричневый дом проходим полностью и по противоположной стороне via Flume (потому что лестница на мост, насколько помню, только с одной стороны).

Дорога к Pirelli HangarBicocca: на мост, а не под него!

 

Надо не под мостом пройти, а подняться на улицу, идущую по нему: это via Sesto San Giovanni, ведёт как раз куда нам нужно. Другое дело, что подняться можно только по лестнице, а не по проезжей части.

В общем, правильное направление — отдаляемся от "деревянного дома". А снимок сделан почти от ступенек лестницы.

   

Согласен, с самого моста открывается не слишком живописный вид, но ж/д пути повсюду однообразны, к тому же и район индустриальный. Впрочем, это я смотрю в сторону милого севера...

Дорога к Pirelli HangarBicocca: железнодорожный пейзаж.

 

...а надобно забирать южнее, т. е. левее, и via Sesto San Giovanni сама ведёт к разрисованному зданию.

Вот оно, начало то ли просто "ангара", то ли локомотивного депо. На гигантский вагон это строение точно похоже. Не Леонардо, конечно, но фреска знатная, любят итальянцы стены размалёвывать (кстати, мы за пару дней привыкли, что повсюду граффити, даже сиреневый крокодил, поверьте, мне в глаза только дома бросился, когда я фото обрабатывал).

Готовьтесь: вас тоже тут расплющит. В лучшем смысле слова, до полного слёта с катушек!

Дорога к Pirelli HangarBicocca: ага, цель близка!

 

Топаем вдоль забора, что справа. Пока не ясно, сколь долго ещё идти, однако британские сотоварищи вырвались далеко вперёд, видать, навёрстывают потерянное на плутания время.

Дорога к Pirelli HangarBicocca: можно и на 51-м автобусе.

 

По via Sesto San Giovanni ходит даже автобус; этим 51-м маршрутом добираться удобно от станции метро Porta Genova ("зелёная" линия), но ехать тоже довольно долго...

   

Направо свернуть — как раз будет via Chiese, здесь юридический адрес павильона. Ищем вход.

Дорога к Pirelli HangarBicocca: наш перекрёсток?

 

Похоже, нашли. Какой-то офис виден, экспонаты — тоже. Но ангар — это ведь не музей под открытым небом?

HangarBicocca: январь 2019. Настрой посетителям сразу задаёт La sequenza (Последовательность) Fausto Melotti.

 

У входа на территорию HangarBicocco взору открывается первая инсталляция — La sequenza (Последовательность) Fausto Melotti.

Эта, с позволения сказать, скульптура состоит из однотипных вертикальных модулей, но главная особенность композиции в том, что колонны невозможно увидеть одновременно все. Разве что птицам с высоты обзор доступен, но птицы понимать не хотели подобной дерзости маэстро Мелотти.

   

Нет, не под открытым. Наверное, на воздухе только то, что обозреть можно исключительно сверху.

Приветствуем меценатов Пирелли! Вход непосредственно в ангар не слишком приметный; что ж, тем грандиознее ожидаем впечатлений внутри (но мы того ещё не знаем и не готовы).

HangarBicocca: главный вход.

 

Девушка за стойкой выдала буклеты и подсказала, откуда начинать осмотр и куда потом перемещаться.

Забегая вперёд, отмечу, что мы, посещавшие павильон в четверг, т. е. в первый рабочий день (ловили себя на мысли, что публики здесь едва ли не меньше, чем сотрудников-охранников. Говорю вам, многим лень сюда добираться. Ну, может, кто-то ещё продолжал праздновать Новый год на дому, всё-таки это 3-го января было...).

Сразу встретили нас вот такие инсталляции. Ага, потолки высокие, но пока впечатлений не более того: подумаешь, есть что к верхотуре подвешивать…

HangarBicocca: инсталляции января 2019.HangarBicocca: инсталляции января 2019.

 

М-да, вот вам и современное искусство, этакий итальянский "центр Помпиду".

HangarBicocca: экспонаты января 2019.

 

И что, мы сюда припёрлись, чтобы такие поделки созерцать?! Да это подделки, а не искусство!

Не люблю я подобных экспериментов — ни в эстетике, ни над публикой-собою…

   

Дальше стало интереснее. В огромном цеху не очень большие... шатры, что ли? Но их много, этих палаток, неужто специально для туристов? Из стекла и из камня, из листового железа и из прутьев кустарника... Даже с огнями рекламы и, похоже, не без канализации!

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019. Водопровод есть!

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019.

 

Честно: внутрь ни одного из этих шатров зайти не хотелось. Пожалуй, не суждено им стать обжитыми.

Январь 2019. Граффити проникли даже в Pirelli HangarBicocca.

 

Даже здесь не обошлось без граффити. Значит, я прав: это впрямь палатки, коль территория рядом обживается любителями малевать.

   

Стал для прикола высматривать палатку из колючей проволоки; пока искал, забыл про неё, потому что этот "туристский лагерь" потихоньку увлёк…

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019.

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019

 

...когда к деревянному "вигваму" повела дорожка из газетных пачек. Ппохоже, нераспроданный тираж одного номера; у меня-газетчика сей факт вызвал глубокое сочувствие.

А сын, юный математик, сразу обратил внимание на числовой ряд, заманивающий к некой полусферической конструкции. Вопрос на знание арифметики; но к чему тут именно этот ряд, надо помозговать. Поскольку числа Фибоначчи, как принцип золотого сечения, являются основой гармонии нашего мира, надо полагать, путь из палатки по газетам именно тропа в гармоничный мир, то есть наружу? Осталось найти пропорции золотого сечения в самих шатрах. Игры ума, да и только.

Неблагодарность журналистской стези подчёркнута в HangarBicocca...HangarBicocca: январь 2019-го, но числа явно иные...

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019.

 

В конце цеха отдельная комната, две палатки по принципу матрёшки, а на верхней чудесный олень. То, что я принял за шатры, оказалось хлевом; а почему олень "чудесный"? Так вы на его "клеймо" обратите внимание. Снова магия чисел, но разгадывайте сами.

Pirelli HangarBicocca: январь 2019-го. Снова числа гармонии.

 

10946... Где-то это число мы уже видели. Ах, да, горело такое над пачкой газет у одной из палаток!

Но почему именно на этой сумме из чисел Фибоначчи остановился HangarBicocco?

   

На обратный пути "туристский лагерь" продолжался. Так что последовательность, хотя и не по Мелотти, продолжалась. Но палатки уже приелись своим однообразием: только материал менялся, а так жвачка жвачкой для оленя.

HangarBicocca: январь 2019.HangarBicocca: январь 2019.

 

Справа от палаток (если идти от комнаты с оленем) я просочился в закулисье... Топать в обход, как рекомендовала девушка за стойкой, было довольно далеко; а так охранник на секунду отвлекся, и я только глянуть рискнул, что там, за чёрной портьерой. А когда увидел остановиться уже не смог, словно испугался, что, пока пойду "через дверь", марсианский пейзаж этот улетучится.

Pireli HangarBicocca: необитаемые Башни Ансельма Кифера.

 

Экспозицию "Башни" нередко называют "Семь небесных дворцов" ("Seste palazzi celesti"); автор идеи немецкий художник Ансельм Кифер. Придуман этот "микрорайон" специально для Ангара, так что "дворцы" здесь надолго, приезжайте, сами убедитесь: этажей хотя бы в одной башне действительно семь.

А вот сколько самих "небоскрёбов"? По неформальному названию, вроде бы семь. Не уверен. Не считал. Был подавлен... А вы не были бы подавлены, когда б заметили, что каждая башня стоит немного под наклоном, яко Пизанская? Это не эффект освещения и не искажение фотоаппаратуры, это экзистенциальный замысел художника. Однако ж проходить вблизи бетонных блоков с выступающей арматурой малость стрёмно… Кто-то хотел колючей проволоки? Ну-ну…

HangarBicocca: не марсианский пейзаж......и не бомжатник вовсе, а Башни Ансельма Кифера.

 

Я всё глядел: а не покажется ли из дверного проёма охранник? Вон, сколько камней вокруг раскидано. Может, булыжниками жители "высоток" швыряются в наглых туристов. Это вам не безобидные шатры в соседнем помещении…

HangarBicocca: из Башен Ансельма Кифера торчит арматура...

 

Чем не небоскрёб? Одноквартирный, зато многоэтажный.

Позволю себе пошутить: недаром об Ансельме Кифере говорят, что в 1945-м он родился под последними бомбёжками второй мировой...

Какое-то смутное ощущение апокалиптического сюжета, будто сейчас из столбика выйдут если не чатлане, так пацаки, и всех затащат в пепелац…

   

Я-то с "палаток" прикалывался, а тут дела почище, многоэтажный бетон, без дорожки из ненужных газет... И картины то ли для уравновешивания "падающих" башен, то ли, напротив, для пущего эффекта апокалипсиса и грядущего Судного дня. Куда качнутся весы перед полотном на фото внизу?

HangarBicocca: что взвешивает Ансельм Кифер? Может, проверяет устойчивость своих башен?

 

В конце концов сам Кифер утверждает: "Искусство — это сложно, это не развлечение".

Что ж, с такими посылами сложно спорить, в них уже заложен аргумент на любые ваши возражения.

   

Насчёт картин: и внизу, и вверху (она же на самом первом снимке) всё фантазии Ансельма Кифера. Сказано ведь: "Искусство это не развлечение". Остаётся согласиться с маэстро, дабы не слететь с катушек.

Сложно, очень сложно, прав автор!

Pirelli HangarBicocca: ещё одна картина Ансельма Кифера.

 

Вернусь к теме удалённости HangarBicocco от центра (увы, в столице северной Италии под центром обыкновенно понимается средоточие брендовых бутиков и прочей модной мишуры). Оказалось, добираться от метро до ангара не так уж далеко. А по пути можно такие пейзажи увидеть!

Это вам не Рим и не Афины, в тех столицах достопримечательности чуть ли не под ноги сами бросаются, потому как старина. А вот Милан, равно и Париж, требует деятельного постижения, отнюдь не пассивных прогулок.

В заключение о футболе. 30 лет Берлускони уроженец города Милан владел клубом "Милан", но в 2016-м спёкся. А корпорация Pirelli до сих пор является основным спонсором миланского клуба "Интер". Так что вряд ли можно встретить в HangarBicocco сеньора Сильвио...

А что касается головного офиса Pirelli, так здание находится действительно в сердце города, чуть правее выхода из центрального железнодорожного вокзала. Ай, ничего особенного. Небоскрёб как небоскрёб, не для поклона ему в Милан кататься!

Штаб-квартира компании Pirelli......практически рядом с ж/д вокзалом Милана.

 

Наконец, главный вывод: не ради того, чтобы Милан покорил вас окончательно, но чтобы вы его постигли максимально, надо побывать в таких местах, как HangarBicocco. Благодаря этому походу я понял, в чем, на самом деле, секрет мировой столицы моды. Оказывается, вовсе не в притягательности шопинга. Например, если вы прилетаете в Афины или Рим, то получаете от городов, которые "проходили в школе" именно те впечатления, которых ожидаете. Да, Колизей, да, Ватикан, да, Акрополь... Всё максимально предсказуемо, и вы ходите по тем местам, увидеть которые готовы, потому что планировали и настраивались.

На Милан настроиться невозможно. Он непредсказуемый, не из учебников. Подготовиться к этому уроку не получится, тут важен экспромт. Милан даёт больше ожидаемого — и тем покорят навек. Лично для меня до Милана таким чудом был только Париж. Пожалуй, Маяковский вполне мог и так написать: "Я хотел бы жить и умереть в Милане...". Тем паче, такое кладбище отгрохано...

При этом Ансельм Кифер, создавший для HangarBicocco свои "Башни", жить предпочитает всё-таки в Париже... Вид на Эйфелеву, поди, ему более по душе. Не на Пизанскую же...

 

Фото автора,

навсегда влюблённого в Северную столицу Италии.

 

На все вопросы готов ответить на моей страничке в Facebook.

Читайте также

В каком возрасте отдавать ребенка в школу? Проверьте Вашего ребенка по тесту оценки школьной зрелости

Выбор соли до сих пор остается делом добровольным, и многие, по мнению экспертов, автоматически делают его в пользу обычной, не зная, зачем вообще нужна йодированная. А что, если на прилавках магазинов не останется обычной соли — только йодированная?

Какие группы работающих подлежат обязательному медицинскому наблюдению?