Лутраки: от залива до залива. В путь так в путь!

Лутраки, можно сказать, последний форпост "Большой Греции" со стороны Коринфского залива. Далее — Пелопоннес, полуостров, который ассоциируется исключительно с Грецией Древней. Мы поехали этот стереотип либо подчеркнуть, либо опровергнуть.

И если первая экскурсия была по местам в основном православным (см. материал Лутраки. Виды на поднебесье), т. е. христианским в принципе, поскольку монастыри всё-таки в эпоху новейшей истории открыты, то Пелопоннес с его развалинами — свидетельство эры языческой, эры фундаментальной культуры, эры общности и неделимости мира... Тогдашнего, не современного, разумеется.

 

Территория Пелопоннеса открывается с горы Герании: слева Саронический залив, справа Коринфский. На переднем плане Лутраки, словно разрезанные уходящей вдаль широкой Афинской улицей; виден мол входа в Коринфский канал, за ним — собственно город Коринф... А канал разрубает перешеек в самом узком месте суши, за ним и начинается полуостров.

Начало Пелопоннеса открывается с горы Герании: слева Саронический залив, справа Коринфский.

 

В Коринф из Лутраков можно отправиться пешком: дорога идёт практически параллельно берегу, Коринфская улица переходит в шоссе. Вдоль самой кромки моря двигаться не рискуйте: не везде пляж удобен, больше будете петлять...

К Коринфу можно отправиться налегке, дорога есть.

 

Довольно лёгкая она, дорога от курорта до Коринфа. Не слишком далеко при пешей прогулке к каналу. Улица так и называется — Corinthou Str.

 

А вот "ныряющий" мост на пути: слева вид со стороны Коринфского залива, справа — уже на сам залив.

Вид на погружающийся мост со стороны мола. Этот же мост уже с пелопоннесского берега.

 

Впрочем, на экскурсию в древний Коринф мы отправились другим маршрутом, на карте Лутраков дорога на Арголиду обозначена как направление в сторону Афин; и тоже предстояло пересечь канал, чему мы весьма обрадовались: славный бонус в путешествии к руинам!

Наша однодневная экскурсия, сознаюсь сразу, охватила малую толику того, чем богат полуостров. Тем не менее, впечатлений оказалось сверх меры, едва не до передоза за один вояж. Поэтому тут обид нет; наоборот, есть страстное желание подобную вылазку повторить...

Наученные опытом поездки в горные храмы, мы придумали себе такую установку: гиду, переписывающему историю Эллады, не дать нас охмурить, поменьше слушать — побольше ходить самим и просто наслаждаться пейзажами.

В общем, тактика себя оправдала. Ну да по порядку.

 

Остановка первая. Коринфский пролив канал

О канале был рассказ отдельный и обстоятельный (см. материал Хороши ли Лутраки: что правда, а что враки), но тогда у нас была пешая прогулка к нему со стороны дороги на Коринф. А эта трасса не "ныряет", зато движуха тут побойчее.

Практически все путешественники хотят полюбоваться каналом... ...и подивиться есть чему, замирая то ли от восторга, то ли от ужаса. Канал-то рукотворный. Кошмарный труд!

 

Канал пересекли, значит, мы на полуострове. И Афины от этой дороги далеко в стороне.

Здесь свои пейзажи, нечто вообще сказочное, а не просто мифологическое.

Виды Пелопоннеса. Словно маленький полуостров к большому приник...

 

Припаркованных машин много. Путники останавливаются, думаю, чтобы не столько восстановиться физически, сколько дать отдохновение глазам.

Рай для путешественника: тут тебе и море... ...а вот тебе и скала с другой стороны дороги.

 

Пока ехали, гида приходилось слушать невольно, она вещала в микрофон: мол, за этими деревьями то-то и то-то, а вот если бы отсюда вид открывался, вы понаблюдали бы то-то и то-то. В общем, ожидаемая и ни к чему не обязывающая говорильня.

Наконец, водитель притормозил...

 

Остановка вторая. Рыбозавод задорого

По слухам, выращенная на таких фермах рыба якобы вкуснее морской. Но вода-то одинаковая, значит, дело в искусственной кормёжке? Может, очередная ересь в устах продвинутого гида?

Жаль, на рынке и в магазине покупая лосося и дораду, не любопытствовал, "дикий" это улов или "заводской". Но ценник везде кусался!

Говорят, выращенная в этих садках рыба вкуснее морской. Как такое может быть?

 

Да, рыба в греческих магазинах и даже на рынках оказалась много дороже ожидаемого. Скажу, что красную рыбу и креветок лично я гораздо дешевле брал в Италии, тем более — в Испании. Причём в Италии это было даже не на побережье. Парадокс?

Казалось бы, Греция-то вполне рыбная держава... ...а вот поди ж ты, особо дешёвым продуктом рыбку тут не назовёшь.

 

От рассказов о рыбном промысле обедать пока не захотелось, но вот фотосъёмкой все остались довольны. Можно отправляться дальше.

 

Остановка третья. Театр Эпидавра и наследство Асклепия

На Пелопоннесе свой полуостров Арголидсикий. По названию древней местности Эпидаврии именуется сохранившийся театр с якобы уникальной акустикой. Не знаю, с верхнего ряда я не слышал разговаривающих внизу, хотя они явно не молчали. А должен был слышать даже шёпот. Миф?

Впрочем, какая акустика, тут от изображения ошалеешь! Грандиознее разве что Колизей. Конечно, впечатление субъективное и связано исключительно с возможностью изнутри наблюдать объект то ли на 14, то ли на 15 тысяч зрителей.

Экскурсанты в раздумье: проверить ли криком акустику театра или подняться на галёрку?

 

Внешне же театр грандиозным не кажется, но вот когда начинаешь его ярусы обходить... Побывать ведь хочется и в одном крыле, и в другом, перепроверись число рядов, не только оценить эхо, но и панораму 116-метрового диаметра охватить.

Субъективно: грандиознее мне показался разве что Колизей.

 

Внимание: по мраморным ступенькам топать надо очень осторожно! Особенно на верхних рядах не забывайте глядеть долу, не восторгайтесь слепо. Я отвлёкся на съёмку и оступился, нога ушла в дыру между ступеньками. Ну, понятно, это древние зодчие строили на целую эру, а нынешние реставраторы действовали в 50-х годах века прошлого, куда им за язычниками угнаться.

Такой вот провал случился, чудом не переломал ноги, с испугу присел перевести дух.

Этот зритель чуть ноги себе не переломал, блин! Цирк, а не театр мог бы быть. На верних рядах надо быть особенно внимательным: руины, они и есть руины.

 

Если б покалечился, пришлось бы зализывать раны у Асклепия, благо, и его святилище неподалёку, археологический музей совсем рядом, а в нем есть экспозиция инструментов — вероятно, из аптечки этого бога-врачевателя.

Асклепий (в римском звучании — Эскулап) умел даже мёртвых воскрешать. Впрочем, на то он и бог. Но я двинул сразу в музей, а к Асклепиону (храму в честь Асклепия) не пошёл: там такие развалины, что в сравнении с ним театр, можно сказать, в первозданном виде сохранился. К тому же и я не расшибся насмерть.

Археологический музей, можно сказать, буквально у подножия театра. Капитель колонны вырезана древним мастером, дополнена — современным.

 

По поводу колонны на снимке, точнее, её фрагмента. Скульптор Поликлет-старший (именно ему приписывается авторство колонны) работал в V веке до нашей эры и известен так называемым Каноном. Сам трактат по эстетике не сохранился, но, что касается пропорций человеческого тела, то мы это "канон" знаем ещё со школьной скамьи. В статуях Поликлета расстояние от темени до подбородка (фактически размер головы) равняется одной седьмой от роста конкретного героя, размер лица — одной десятой от высоты тела, расстояние между глазами и подбородком — одной шестнадцатой. Вот такая геометрия. Под размером лица, надо полагать, подразумевается дистанция от подбородка до кудряшек, т. е. до окончания лба.

Эпидавр. Археологический музей.

 

Всяческих статуй в музее тоже хватает, но их вытесал, увы, не Поликлет (поскольку сделано явно "не по канону"), при этом авторство многих вообще не установлено.

Ну хоть одна красавица с головой... ...а эти ребята от неё головы-то потеряли.
В какой-то момент обезглавленность статуй начинает раздражать... ...но это не мешает фоткать их всех на вечную память.

 

Бог медицины Асклепий, сын Аполлона, внук Зевса, воспитанник Хирона — того самого кентавра, что предпочёл смерть вечной муке, ведь это собственные ученички нанесли ему незаживающую рану... В общем, сюжеты с мифологией сверхсложные и даже путаные, но в своё время Асклепий Хирона по-любому не спас. Или он копытных не лечил?

Поликлет-старший работал в V веке до нашей эры. Реальный человек. А Асклепий-бог врачевал примерно в то же время. Возможно, это его инструменты, просто очеловеченные?

 

Античный театр был построен, утверждают историки, между 340 и 330 годами до н. э. За десятилетие всего лишь?! Наверняка прораб отменил сиесту (про преданию, архитектором был Поликлет-младший). Ярус из 34 нижних рядов — для священников и правителей — вмещает зрителей тысяч 6 с хвостиком; и 21 ряд с местами тысяч для 8 простых граждан.

Бросив последний взгляд на театр, мы, граждане с верхнего яруса, прощаемся с Эпидавром.

Театр как дейтвующая эстрадная площадка. Нужен только свет, акустика предусмотрена изначально.

 

Выход практически там же, где и вход — возле касс, а солнце уже практически в зените, и вместо сиесты мы едем дальше по Пелопоннесу. Километрах этак в 30 от Эпидавра…

На территории комплекса было довольно тенисто... ...а за его пределами тень не спасает и не спасёт.

 

...Остановка четвёртая. Первая столица и её крепости

Берег Арголического залива. Город, чьё название кажется созвучным с Неаполем: по-гречески Нафплио, по-древнегречески — Нафплион. Море и горы, разве что Везувия взору не хватает. Зато на горе в 220 метров высотой есть крепость, чтобы подняться к ней, надо преодолеть почти 1000 ступенек. А точнее — 999, не у всех туристов хватает на подвиг сил, хотя желание взвинтиться по серпантину каменной лестницы есть у многих.

Населения здесь менее 15 тысяч (все жители разом могут прийти на представление в театр Эпидавра), но на улицах людно так, что сразу понятно: сплошь туристы, спрашивать дорогу бессмысленно, да незачем, ибо гора отовсюду видна. Здесь есть и своя площадь Синтагма — совсем как в Афинах, но только без эвзонов. Даром что Нафплио был столицей Греции прежде Афин.

Вид на город со стороны причала (площадка стала парковкой для нашего автобуса).

 

А ещё манит романтичную публику крепость Бурджи на острове-скале Святой Феодоры. Кажется, эта восьмиугольная башня, возведенная в конце XV века, бывшая тюрьма для местных Монте-Кристо. А вот и нет! Наоборот, поначалу здесь жили палачи, казнившие узников тюрьмы, чтобы гнездилась в крепости на горе. Впрочем, поди отличи при таком раскладе долю палачей от участи приговорённых... Тем более что позже стали держать на островке именно преступников.

Когда-то остров был соединён с берегом цепями, словно прикован к земле... ...а сегодня вас туда доставит водное такси. Просто и дорого. Тут ведь терерь гостиница да ресторан.
Перед археологическим музеем (на площади Конституции) толпятся явно туристы. Местные торгуют, но они попрятались: полдень. Церковь святого Геогрия, на пути от набережной к Паладмиди.
Вид от арки на крепость Акронафплиа... ...и на арку с маршрута к крепости Паламиди.

 

Да, почти двести лет назад Нафплио стал первой столицей вновь образованного греческого государства. Ненадолго, правда, с 1829 по 1934 годы. А вообще-то город старинный, основан был Нафплием, сыном Посейдона и Aнимоны, дочери Данаи.

Это по мифам. А по сути, город пришёл в упадок при Римской империи и снова расцвел в византийский период. Древние стены плюс средневековые замки, османские фонтаны, венецианские и неоклассические здания... Есть что охватить оком при эпохальном интересе. Ну, смотрите: Греция на полуострове Балканском, от него "почкуется" полуостров Пелопоннес, от него, в свою очередь, Арголидский (и тоже полуостров). В общем, коль планета наша устроена многоступенчато, так и История её организована многослойно. География от мифологии неотделима, потому и надо путешествовать, чтобы разобраться с делёжкой времён на эры.

Мыс Акронафплиа (по названию древней крепости на нём). Ещё один залив. Арголический.

 

Крепость Паламиди построена на рубеже XVII–XVIII веков. 8 бастионов окружены, надо полагать, неприступной стеной. Названа крепость по имени горы, а гора зовётся в честь сына Нафплия Паламеда, составившего греческий (древнегреческий?) алфавит, цифры, изобретшего монеты, счёт времени по годам, месяцам и дням, меры веса и длины, внедрившего в армии воинские звания, а также придумавшего игру в кости (или всё-таки шашки?). В довесок к открытиям, Паламед был одним из первых героев, откликнувшихся на клич Агамемнона идти на Трою.

Внизу, ещё до первых ступенек, доходчивый знак, предупреждающий, что вход в крепость платный (помнится, 4 евро, студентам вдвое меньше). Вы пару пролётов поднимаетесь, не видите кассу, поднимаетесь выше, по-прежнему платы с вас не требуют, и это сбивает с толку. Потом вы уже притомились, вам по зною и жажде не до мыслей о деньгах, важно силы рассчитать и воду тратить экономнее; а когда окажетесь на самой верхотуре, глупо не посетить крепость, зря 999 ступеней преодолевали, что ли!

Внимание: те, кто ступени всё-таки считал, утверждают, будто их вовсе не 999, а "всего лишь" порядка 850. Я так думаю, что дотошные архимеды просто сбивались со счёта от усталости. Тем не менее, два совета.

Первый: не расслабляйтесь, добравшись до крепости. Если купите билет, то обойти весь форт отдельное приключение, достойное похода аргонавтов.

Второй: воды с собой берите побольше. Вся уйдёт, да ещё мало покажется.

Начало пути. Первые из — 999? — ступенек. С высоты прекрасна Микенская равнина. С горами, впрочем.
И не скажешь, что в городе всего-то 14 тысяч жителей — как зрителей в Эпидавре. За Буржди глаз да глаз, особенно с высоты...
Вход непосредственно на территорию крепости. Детям бесплатно. Стену перелезть не получится, так что покупайте билет.

 

И если ряды в театре Эпидавра мне было интересно пересчитать, но тут уж не до арифметики, хватило бы задора добраться на вершину и не зевнуть, как меняется обзор Арголического залива по мере подъёма.

Кажется, последнее усилие — и подъём завершён... ...и мыс меняет очертания, становясь всё резче и воинственней... ...а восхождение никак не закончится!

 

Пожалуй, крепостные стены по сей день оберегают город, ведь они названы в честь древних героев — Ахиллеса, Леонида, Мильтиада, Фемистокла, Фокионома и Эпаминонда… Обойдёте такие укрепления — считайте, вы в Троянской войне победили бы...

Понятно, штурмом Паламиди не взять. Если только с воздуха...

 

Ого, да тут, наверху, и парковка есть! Нас гид об этом не предупредила и автобус сюда, разумеется, не погнала. Тем самым обеспечила ужаснувшимся преодолевать 999 ступеней туристам альтернативное развлечение — вполне равнинный шопинг. Моя жена на беготню по лавкам тоже повелась, резонно рассчитывая, что муж и сын доставят ей вагон качественных фотоснимков, а уж она ими непременно впечатлится. Ну-ну.

Честно сознаться, меня хватило аккурат до входа в крепость. Делать снимки внутри неё отправил сына как более энергичного товарища. Ждал долго, уже начал волноваться. Ребёнок, воротясь, и объяснил, что крепость внутри — отдельный город, быстро не обойдёшь.

И тут выясняется: не обязательно топать по ступенькам. Можно и на колёсах добраться. Внутри крепости несколько отдельных укреплений.
Тюрьма, она и на горе тюрьма. В общем, не крепость это, а отдельный город!

 

Спускаться — лично мне — было сложнее, чем восходить: туда ноги ещё слушались назад — отказывались.

Но до площади Синтагма мы кое-как добрели, а вот обозревать её по периметру оказалось слабо.

Площадь Синтагма ждёт своих эвзонов.

 

Купола мечети Трианон (XVI век) в центре снимка чуть прикрыты кроной дерева.

Вообще, говорят, все православные церкви Нафплио — это бывшие мечети...

Прощальный ракурс — со стороны причала.

 

Здание с двумя башнями — кафедральный собор Святого Николая. Удивительно: в 1713 году здание было перенесено из укреплённого города поближе к порту, практически на берег.

Так что уже три века Николай Чудотворец Нафплио бережёт, а не языческие боги.

 

Сделав прощальные снимки и дождавшись группу, вволю "нашопившуюся", поехали от причала дальше по Арголиде. Народ обменивался впечатлениями: счастливо себя чувствовали и те, кто затоварился, и те, кто обозрел город из поднебесья. Гид умудрилась каждого оставить при его интересе.

 

(Продолжение пути следует: см. материал Лутраки: от залива до залива. Долгие раскопки).

 

Фото OBorodach.RU

На все вопросы готов ответить на моей страничке в Facebook.

Читайте также

«Школьные годы чудесные» — идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с неудобной школьной парты и заканчивая редкими посещениями окулиста.

Все мы — и руководители-«белые воротнички», и подчиненные-«планктон» — хорошо понимаем, что офисная работа просто не может не влиять на нервную систему сотрудников. Понимаем, поскольку по себе чувствуем: что-то внутри накопилось, вот-вот прорвет…

Это «что-то» копится долго, но проявиться способно внезапно.

Вот-вот стартует ежегодная кампания вакцинации от гриппа. Эта прививка считается одной из самых «легких» и даже давно привычных для нас, однако правила вакцинации распространяются и на нее. Если вы решили идти привиться (сами или, тем паче, отвести на процедуру ребенка), чтобы не "попасть" на эпидемию и вообще избежать осложнений, постарайтесь соблюсти несколько условий.