Готов ли ребенок к первому классу

В каком возрасте отдавать ребенка в школу? Проверьте Вашего ребенка по тесту оценки школьной зрелости

Оценка развития познания

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый и т. п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т. п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т. п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать происшедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревно­ваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, не похожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей

  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги само­стоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы чи­таете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах — что они значат и т. п.?

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я — человек, который многое может?
  • «Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе

  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то инте­ресное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по те­левизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

 

Запишите, с какими трудностями ваш ребенок может столкнуться в школе, и что вы можете сделать для того, чтобы их предотвратить.