Геннадий Урьев: Избавиться от сколиоза. Хотя бы приостановить его

Осанка — это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, являясь одним из показателей здоровья.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.

 

Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом, утверждает ведущий детский ортопед Беларуси кандидат медицинских наук Геннадий Урьев.

Заведующий консультативным отделение РНПЦ травматологии и ортопедии (Беларусь) Геннадий Урьев.

 

На прием к заведующему консультативным отделение РНПЦ травматологии и ортопедии Геннадию Абрамовичу Урьеву с раннего утра всегда очередь. И потому что врач он хороший, славящийся своей любовью к деткам, и потому, что деток, нуждающихся в его помощи, немало…

 

Осанке спеть бы осанну

— Геннадий Абрамович, в советские школьные годы учителя сетовали, мол, сутулится каждый второй ребенок. Сейчас таких стало больше или меньше?

— Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках здравоохранения и образования, а также родителях.

В последние годы детей, у которых выявляются сколиоз и нарушение осанки, стало больше. Нарушения осанки встречаются у 2,1% детей раннего возраста; у 15–17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников.

При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей обратимы, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому профилактика нарушений осанки у детей столь актуальна для современной педиатрии.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90–95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела.

— Лет 30–35 назад мало кто из школьников носил ранец: считалось как-то несолидно, что ли. Сейчас большинство с заплечными портфелями и рюкзаками, и не только в школу ходят, даже по городу так гуляют. Может, это просто мода? В самом ли деле ранец — средство профилактики сколиоза?

— Всем известно, как достается школьному ранцу: его набивают под завязку, с разбегу швыряют на пол, зимой на нем катаются с горки… Важно, чтобы ранец был прочным и прослужил ученику хотя бы в течение одного учебного года. Ранец — это сумка на лямках с жестким каркасным корпусом и плотной спинкой. Благодаря твердому корпусу содержимое ранца будет надежно защищено от падений, ударов, осадков — это удобно для младших школьников, которые еще не умеют следить за своими вещами.

Главное преимущество ранца в том, что благодаря объемной каркасной форме его неудобно носить на одном плече, зарабатывая сколиоз. Правда, подросткам жесткий каркас ранца, увы, не нравится. Им хочется помодничать спортивными рюкзаками или стильными сумками через плечо.

Вес пустого ранца не должен превышать 1 кг!

 

Что оценивается при выборе ранца для школьника?

Вес пустого ранца согласно нормам ГОСТа не должен превышать 1 кг. Учебники, хоть они сейчас и разделены на части, тетради и остальные школьные принадлежности, весят около 2 кг для 1-го класса, а в средней и старшей школе — и того больше. Поэтому чем легче будет ранец, тем лучше.

Размер ранца. Огромный ранец, в который поместится сам первоклассник, — это не только комично, но и опасно для детской спины. При покупке ранца желательно примерить его на ребенка и убедиться, что верхний край ранца не упирается в затылок школьника, а нижний — не давит на поясницу.

 

Не покупайте ранец «на вырост» — из-за смещенного центра тяжести его будет неудобно носить и вес сложенных в него учебников словно повысится.

Форма ранца. Первокласснику лучше купить жесткий каркасный ранец. Он отлично держит форму: тетрадки в таком ранце не помнутся, а ручки и карандаши не сломаются. Форма ранца также должна способствовать тому, чтобы осадки не задерживались на его крышке.

Рюкзаки лучше не покупать именно из-за их мешковатой формы. Приберегите этот вариант для старших классов, когда спина уже сформировалась, а помодничать хочется.

Ортопедическая спинка. Выбирайте ранец с полужесткой ортопедической спинкой: на такой размещены несколько подушечек, которые подчеркивают естественные изгибы позвоночника, поддерживают правильную осанку и равномерно распределяют нагрузку по всей спине.

Спинка ранца должна быть с воздухообменом: мягкая подкладка из сетчатой ткани не позволит спине ребенка потеть при контакте с ранцем. Если вы покупаете рюкзак для подростка, жесткого каркаса у него не будет, но можно выбрать модель с ребрами жесткости в спинке — это лучше, чем не удерживающий форму мешок.

Лямки. Лямки ранца должны быть крепкими и регулируемыми, чтобы ранец можно было удобно «подтянуть» по спине (при этом следите, чтобы не было перекосов и лямки были одинаковой длины!). Чем шире лямки, тем удобнее носить в ранце тяжести. Идеальная ширина лямок — не менее 4 см, такие лямки не врезаются в плечи. Выбирайте ранцы, в лямках которых проложен упругий эластичный уплотнитель.

— Ранцы носят в основном мальчики, словно у девочек фигура от природы более стройная. Есть здесь зависимость от пола?

— Надо помнить, что девочки в младшем возрасте немного уступают в физическом развитии мальчикам. Именно поэтому во время выбора рюкзака для девочки стоит учитывать не только ее рост, но и вес, иначе школьница будет испытывать сильный дискомфорт во время похода в школу и рюкзак придется носить маме. Как уже сказано выше, предпочтение следует отдавать тем моделям ранца, которые имеют достаточно жесткую спинку, полностью соответствовать росту ребенка, при этом нижняя часть ранца должна располагаться строго на уровне поясницы, а расстояние между лямками строго соответствовать ширине плеч школьницы. В принципе по конструкции между моделями, предназначенными для мальчиков и девочек, практически нет разницы.

 

Ступайте не плоско!

— Как правило, у сутулящегося подростка и походка нарушена. Сколиоз и плоскостопие связаны неразрывно?

— За последние годы в связи с глобальным ухудшением экологической обстановки, вредным влияниям различных токсинов, обуви, пошитой без учета анатомических особенностей стопы, а также снижением двигательной активности человека, значительно увеличилось число людей с нарушениями осанки и деформацией стопы.

Сводчатое строение стопы, а также четыре изгиба позвоночника призваны обеспечить амортизацию тела во время движений и нагрузок, благодаря своим рессорным функциям, т. е. смягчить ходьбу и бег. Человек без этих амортизирующих свойств начинает сильно утомляться. Все толчковые ускорения проходят вверх по скелету, доходят до головы и травмируют головной мозг. В будущем это может привести к более серьезным заболеваниям.

Стопа как орган опоры и передвижения испытывает воздействие значительных усилий (силы тяжести тела и реакции опоры), поэтому одним из основных ее функциональных качеств является выносливость к нагрузке. Последняя обеспечивается определенным тонусом мышечно-связочного аппарата и сводчатой архитектурой скелета. С возникновением осевых нарушений в голеностопном суставе вследствие ношения стандартной, малоудобной обуви нарушается биомеханика всего опорно-двигательного аппарата. Это становится причиной возникновения болевых симптомов и деформаций в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах и позвоночнике. У людей с аномалией стоп нарушается походка и, соответственно, осанка, что незамедлительно приводит к сколиозу позвоночника.

— Что предпочесть: бассейн, лечебную физкультуру или массаж?

— Главное лечение при сколиозе — гимнастика, наращивающая мышечный корсет, который не позволяет спинке гнуться в сторону. Ребенок должен делать гимнастику регулярно.

Дважды в неделю вместо гимнастики лучше ходить в бассейн. Но тут есть проблема. При сколиозе противопоказан кроль, запрещены прыжки в воду; к плаванию на спине можно перейти, только когда мышцы окрепнут.

Полезно при сколиозе заниматься жонглированием. Оно развивает уверенное чувство равновесия, тренирует мускулатуру рук, спины, живота. Даже пронести на голове книжку из кухни в комнату – отличное упражнение для спины.

Многие родители делают упор в лечении ребенка на массаж. Но он действует на мускулатуру, лишь когда она работает, а если мышцы в праздности, не помогает.

Ребенку со сколиозом лучше делать уроки лёжа (под грудь положить подушку). Или хотя бы стоя за конторкой.

 

Ребенку со сколиозом лучше делать уроки лежа (под грудь положить подушку) или стоя — за конторкой. Портфели, сумки в одной руке отменяются. Школьный рюкзак постарайтесь разгрузить. Хорошо бы хранить в классе второй комплект учебников…

 

Консервативное лечение подразумевает ортопедический режим, массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, мануальную терапию, ношение корсета. Ортопедический режим включает в себя постоянный контроль правильной осанки, сон на твердом щите, разгрузку позвоночника горизонтальным положением тела несколько раз в день.

— При бурном росте у детей болят суставы, ноги. Чем помочь ребенку, если он от боли уснуть не может?

— Нарушения осанки при бурном росте у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут жаловаться на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Я уже говорил, отчего может проявиться болевой симптом в голеностопном, коленном, тазобедренном и суставах. При этом боль — не единственный признак патологии позвоночного столба. Часто наблюдаются нарушения чувствительности кожи, изменение функций внутренних органов, признаки раздражения оболочек спинного и головного мозга, гипоксии мозговой ткани и т. д.

Как правило, сама боль уже ограничивает двигательную функцию того или иного участка тела. Боль требует тщательной диагностики и купирования, поскольку быстро истощает физические и эмоциональные силы человека, провоцируя еще более тяжелые проявления патологии.

— Продается много типов стелек. Как и какие выбирать? И есть ли смысл заказывать индивидуальные? Ведь их делают не быстро, да и в очереди к специалисту надо не один месяц стоять, а ребенок растет — фигура меняется…

— С возникновением осевых нарушений в голеностопном суставе вследствие ношения стандартной, малоудобной обуви нарушается биомеханика всего опорно-двигательного аппарата. Опять же — болевой симптом и деформации в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах и позвоночнике.

Для детей применяют индивидуальные сводоформирующие стельки из специального термопластичного материала. Основная задача данного метода — восстановление анатомии стопы. В данном случае стелька всего лишь заготовка, а стопа человека — «матрица». При помощи специальных корригирующих модулей индивидуально исправляются горизонтальные и вертикальные отклонения измененной опорной поверхности стопы.

Ортопедические стельки при плоскостопии применяются с целью лечения, но также могут использоваться и для профилактики плоскостопия.

 

Основной задачей ортопедических стелек является исправление плоскостопия. Стельки подбираются для каждого случая индивидуально, зависимо от вида и степени плоскостопия. Безусловно, наиболее высокой эффективностью отличаются именно индивидуальные стельки, ведь они изготавливаются с учетом анатомических особенностей строения стопы конкретного человека. Ортопедические стельки при плоскостопии применяются с целью лечения, но они также могут использоваться и для профилактики плоскостопия.

 

Как отличить профилактические стельки от лечебных? Достаточно просто. Профилактические стельки изготавливаются из мягкого материала, поэтому не доставляют никаких дискомфортных ощущений. Ортопедические стельки рекомендуют начинать носить, как только ребенок научился ходить. В этом случае плоскостопие, если оно есть, очень быстро исправится; а если деформации стопы нет, то ортопедические стельки помогут предотвратить ее в дальнейшем.

 

Лучше свой каркас, чем любой корсет

— Насколько эффективны корсеты? Не мешает ли их регулярное использование развитию «мышечного каркаса» у самого пациента?

— Консервативное лечение подразумевает ортопедический режим, массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, мануальную терапию, ношение корсета. Ортопедический режим включает в себя постоянный контроль правильной осанки, сон на твердом щите, разгрузку позвоночника горизонтальным положением тела несколько раз в день.

Если у ребенка сколиоз I–II степени, и болезнь не прогрессирует, все мероприятия проводятся ради устранения способствующих искривлению причин, организации правильной двигательной активности больного и разгрузки позвоночника. Главное — не допустить прогрессирования патологического процесса. Ребенку назначают ортопедический режим, массаж всей спины, лечебную гимнастику, занятия плаванием.

Если сколиоз прогрессирует, ортопед добавляет специальный комплекс лечебной физкультуры, мануальную терапию, физиолечение, ношение ортопедического корсета, корригирующего положение позвоночного столба.

 

Полностью вылечить болезнь невозможно, но приостановить патологический процесс и уменьшить выраженность искривления вполне реально. Чем раньше начато лечение, тем лучше клинический результат.

 

Если сколиоз I–II степени прогрессирует, к перечисленным выше назначениям ортопед добавляет специальный комплекс лечебной физкультуры, мануальную терапию (мягкие техники), физиолечение (магнитотерапия, грязе- и водолечение, СМТ-терапия, электромиостимуляция, теплолечение и др.), ношение ортопедического корсета, корригирующего положение позвоночного столба.

— До какого возраста стоит избавляться от сколиоза, а после какого — бесполезно?

— Проявившееся в возрасте до 6 лет заболевание обычно имеет прогрессирующее течение, сопровождается ранним развитием деформации позвоночного столба. Менее агрессивно протекает сколиоз, манифестировавший у ребенка в 10–12 лет.

Полностью вылечить болезнь невозможно, но приостановить патологический процесс и уменьшить выраженность искривления вполне реально. Чем раньше начато лечение, тем лучше клинический результат.

 

Олег Бородач, OBorodach.RU

Фото автора.

 

См. также материалы:

Таскает ранец школьный новобранец

Сколиоз? Бегом в постель уроки делать!

Ранец носить — не мешки ворочать?

Сколиоз «шагает» вместе с плоскостопием?

Сколиоз: брать ли его в корсет?

Сколиоз? С учебником на... голове

Как сберечь осанку в школьные годы